?

Log in

No account? Create an account
Казимир Клеофасович - Аня где? [entries|archive|friends|userinfo]
Аня где?

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Казимир Клеофасович [Mar. 20th, 2011|11:27 pm]
Аня где?
Жаль, что Казимир Клеофасович Лавринович в начале 1990-х не вел никаких курсов у студентов физфака. Матанализ у нас преподавал совсем другого склада дядька с усами, который с первой лекции запугивал несчастных свежаков рассказами о крови, которая будет рекой литься по ступеням университета во время сессии, а девочек называл тетеньками.

Но Казимира Клеофасовича я все-таки узнала, будучи еще студенткой.
В 1992-м я впервые попала в музей Канта и прикипела к этому закутку какого-то совсем другого мира, расположенному в железной клетке лестничного прохода корпуса по ул. Университетской. Решетка была замаскирована желтыми шторами, внутри были бюсты философов и какие-то волшебные истории, связанные с каждым предметом. Истории рассказывала Ольга Феодосьевна Крупина. Меня всю жизнь тянуло к людям, выпадавшим из жесткой структуры общества. Ольга Феодосьевна была такая. Слегка, как сейчас говорят, фриковая. Я была очарована ею и ее закутком. По-моему, я с тех пор полюбила слово "ниша".

Я стала ходить в музей, практиковаться в английском языке с заходившими туда немцами, только-только появившимися в начале 1990-х ностальгическими туристами. Исчезнувший Кёнигсберг плотно завоевывал мое воображение. И вот однажды в музее появился Казимир Клеофасович. Он собирал тогда материал для книги по истории Альбертины. Я получила от него копии страниц немецкой книжки про Альбертину с фотографиями корпусов. Мое задание было совершенно следопытским. Нужно было попытаться идентифицировать по этим довоенным фотографиям бывшие здания Альбертины (если они сохранились вообще) и выяснить, что в них находится теперь. Казимир Клеофасович своим поручением (а тогда я восприняла его просьбу чрезвычайно серьезно, именно как важнейшее поручение) сделал волшебное превращение: город стал для меня многослойным. Я ходила, сличала фундаменты и считала кирпичики в цоколях зданий. Я открывала для себя предыдущую жизнь привычных домов. Узнавала, где была клиника глазных болезней, а где - археологический семинар. Впервые услышала про астрономический бастион и могилу Бесселя.

В музей заходил и Леонард Александрович Калинников, философ-кантовед. Леонард Александрович вел у нас, радиофизиков, курс по философии. Из пяти лет матана, тервера, теормеха, оптики и элементной базы РЭЛ философия стала моим любимым предметом. Я вдруг выяснила, что, оказывается, могут быть разные картины мира, и этот факт меня потряс. Субъектно-объектное отношение стало самой любимой формулой. Имена античных философов звучали райской музыкой.

После окончания университета Леонард Александрович позвал меня к себе в аспирантуру по истории философии. Он предложил заниматься отношениями между Кантом и естественными науками. Я слабо себе представляла, что это такое, но согласилась. Через некоторое время после того, как меня приняли на эту специальность, Казимир Клеофасович рассказал мне, что хотел пригласить меня к себе на историю математики. Но, узнав от других о предложении Калинникова, не стал переходить ему дорогу. "Эх, опередил меня Леонард Александрович!" - сказал тогда Лавринович.

У меня не сложилось с Кантом и естественными науками. Диссертацию по истории философии я так и не написала. Но Калинников и Лавринович стали одними из самых главных в моей жизни людей. То, что они для меня сделали, находится не в плоскости знаний, а совершенно в ином измерении: само главное в них было то, как они относились к другим. Слова Канта о том, что человек для другого человека должен быть целью, а не средством, я очень хорошо понимала, глядя на моих учителей.

Позже Казимир Клеофасович, сам того не зная, вернул меня в академическую жизнь после нескольких лет совсем другого опыта. С 2000-го года я, еще работая менеджером по транспорту, раз в неделю убегала от карнет ТИРов, цэмээр и дозволов к нему на коллоквиум по истории физико-математического семинара в Альбертине. Сидела в амфитеатре 227-й аудитории на Невского и зачарованно слушала о Нойманне. Уже все забыла в этих формулах, но меня манил иной мир, который воплощал собой Казимир Клеофасович.

Лавринович был абсолютно не советским человеком именно в том, как он относился к миру и к другим. Он не использовал других в своих целях.  Для меня то, как он жил - весело и с достоинством - стало окном в другое измерение. Чем больше проходит времени, тем четче я это понимаю. Кому-то для дверей в иные миры нужны расширители сознания, для меня такими расширителями были встречи с другими.

Казимир Клеофасович умер в 2002-м. В нынешнем году ему было бы 70 лет. 21 марта концерт в филармонии будет в его честь.

А Леонард Александрович, дай Бог ему здоровья и еще многих лет, живет и здравствует - как хорошо, что в нашем городе есть этот неподдельный кантианец.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: noch_dacor
2011-03-20 11:24 pm (UTC)
Как хорошо написала. У меня есть эта книжка про историю Альбертины, помню - зачитывалась. Ее издали, если не ошибаюсь, к юбилею 450 лет, кажется. Мы к этой годовщине полгода делали в Германии макет Кнайпхофа...

"человек для другого человека должен быть целью, а не средством" - золотые слова.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anja_gd
2011-03-21 09:43 am (UTC)
спасибо большое!
да, книжку издали в 1994-м. об этом юбилее в связи с Лавриновичем и Бартфельд пишет, я ниже ссылку дала.
а где сейчас макет, в историко-художественном?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: noch_dacor
2011-03-21 10:23 pm (UTC)
да, макет стоит в музее, в постоянной экспозиции...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pyra_vita
2011-03-21 02:06 am (UTC)
Даже и не вспомню, где и когда я читал подобные по доброте слова о человеке...

К сожалению, не застал Казимира Клеофасовича, а Леонарду Александровичу да, долгих лет и здравия.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anja_gd
2011-03-21 09:18 am (UTC)
спасибо Вам большое!
о Лавриновиче очень хорошо написал Бартфельд: http://www.kaliningradka.ru/newshow.php?newsid=41976
этот человек такое большое влияние оказал на многих в этом городе...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jingle_belle
2011-03-21 07:29 pm (UTC)
что такое Альбертина?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anja_gd
2011-03-21 08:53 pm (UTC)
это название кёнигсбергского университета. он был основан герцогом Альбрехтом в 1544 г., поэтому Альбертина.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jingle_belle
2011-03-21 08:57 pm (UTC)
а то я все собираюсь к вам, собираюсь.... надо начинать почитывать историю понемногу))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anja_gd
2011-03-21 09:50 pm (UTC)
перед приездом дайте знать - можно будет повстречаться
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: naschkatze_a
2011-03-21 10:29 pm (UTC)
Вот так новость Анна, оказывается Вы заканчивали
Физфак. А я то не знал, чувствую что-то родное но понять не мог,
видимо занятия философией и социолоией не смогли стереть
родимые пятна Физфака. Из темы Кант и естественные
науки у Вас могла бы получиться прекрасная работа,
тем более под руководством Калинникова. Спасибо Вам
за ссылку.
Борис Бартфельд.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anja_gd
2011-03-22 07:29 pm (UTC)
дипломированный инженер-радиофизик...
а насчет темы - может, и получилось бы что-то, но меня больше к темам о человеке тянуло. да и на эпистемологию пришлось бы много лет потратить, без базового-то философского образования.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: naschkatze_a
2011-03-21 10:51 pm (UTC)
Прочел Ваш пост по поводу "пустого" ответа властей на письмо 50-ти.
Категорически не согласен с Вами в том, что наши с Вами усилия были напрасны.
Четко обозначенная позиция в этом письме сыграла и еще будет играть
существенную роль в работе учреждений культуры в зданиях кирх.
Если бы не это , то Бобков уже должен был бы согласовывать программу филармонии
с Епархией, а в кукольном театре уже стояла бы церковная утварь. Власть и Церковь
вынуждены будут соблюдать четкие договоренности - никакой религиозной деятельности
в этих зданиях.
Борис Бартфельд.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anja_gd
2011-03-22 07:38 pm (UTC)
может быть, я была в том посте чересчур прямолинейна.
пытаюсь вообще понять для себя, что может быть критерием успеха гражданской инициативы, не только этой конкретной, но и в других случаях.
спасибо Вам за этот комментарий!
(Reply) (Parent) (Thread)